|
Урок по литературному чтению во 2 классе на тему: «Люблю природу русскую. Осень. М. Пришвин. Рассказ «Осеннее утро» Цели: - формировать представление о понятиях «научный и «художественный стиль», «жанр литературного произведения»; учить работать с текстом, находить средства выразительности речи, анализировать художественное произведение; выразительно читать; учить исследовательским умениям; закреплять навыки групповой работы над текстом; - развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения; - воспитывать интерес к литературному чтению, ИЗО, музыке, эстетические чувства, любовь к природе, ее красоте. Организация класса. Психологический настрой Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Будем вместе мы трудиться, Не пристало нам лениться! Постановка темы, целей урока Отгадайте загадки: Зажгла огней рябиновый костер. То - щедрая красавица Игриво улыбается И охраняет всех косым дождем. (осень) А что это за девица? Густым туманом стелется, Поет с ветрами песни до зари. И зябко с ней, и голодно, В душе тоска и холодно… Все засыпают, угасают дни. (осень) - Сделайте вывод, какая бывает осень? (золотая; серая, мокрая, дождливая) Звучит песня «У природы нет плохой погоды» - А вы любите осень? Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить? (чтение темы ) ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ. (тема записана на обложке самодельной большой книги) Работа над темой урока - Сегодня мы будем на уроке многое узнавать, исследовать, а результаты исследования помещать в этой книге. Выставка рисунков об осени. - Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыка, картина, лит. произведение) - На уроках ИЗО вам предлагалось нарисовать картину осени. (в классе выставка) Чьи картины считаете наиболее удачными? (помещаем в книгу 2 рисунка) - А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябина и березы» ) Какие краски использовали вы и художники в своей работе? Кто из художников относится к осени с восхищением? (найдите взглядом, покажите рукой) Кому она навевает скуку и печаль? (покажите) ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Какие стихотворения об осени вы выучили? (чтение наизусть А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», И. Токмакова «Опустел скворечник…») - Какое из этих стихотворений более грустное? Чтение статьи об осени из энциклопедии - Нравится ли вам читать? Почему? - Что бы хотелось узнать? - Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени? Читает один ученик: Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя. Беседа на основе прочитанного - С какой целью написан текст? Какие предложения по цели высказывания в нем встретились? По интонации? Какой это текст научный или художественный? (вспомнить предыдущий урок, на котором читалась статья из энциклопедии «Про грибы») Какие научные слова вы услышали? (средняя интенсивность) Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро» Игра «Собери название» - А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название. ЕНЕСОНЕ РУОТ (2 ученика у доски, буквы на листьях, помещаем в книгу) - Как вы думаете, о чем пойдет речь? - Кто из вас знает автора этого текста? Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета. Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. (помещаем в книгу доклад ) Выставка книг М. Пришвина. Исследовательская групповая работа. (большие группы) - Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин. Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса, поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. - А в природе можно увидеть много необычного. ФИЗМИНУТКА - Мы листики осенние, На ветках мы сидим (садятся на корточки) Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками) Мы летели, мы летели, И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. - Изобразите, как могут лететь парашютик, винтик, мотылек. Словарная работа - Что такое парашютик, винтик, мотылек? - Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом. Парашютик – маленький парашют. - Как летит парашют? (медленно) - Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой. - Как вращается винт? (быстро) - Что такое винтик? (маленький винт) - Кто такой мотылек? (маленькая бабочка) Па-ра-шю-тик - парашютик (читаем по слогам, целым словом хором шепотом) Вин-тик - винтик (читаем по слогам, целым словом хором вполголоса) Мо-ты-лек - мотылек (читаем по слогам, целым словом хором громко) Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем Беседа по первым впечатлениям - Понравилось ли вам? Что вы почувствовали? - С какой целью написан этот текст? Какие в нем встретились предложения по цели высказывания? По интонации? -Сделайте вывод, как можно назвать этот текст по-другому. (художественное произведение) - К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ) - Докажите. (рассказ – повествовательное произведение, изложение каких-либо событий; сказка – повествовательное произведение с участием вымышленных фантастических сил; стихотворение – поэтическое произведение, написанное в рифму) (помещаем в книгу табличку: рассказ) - О чем рассказывает Пришвин? ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Есть еще один рассказ, Замечательный, для вас. Он о том, как пахнет хвоя, Куст рябины, и какое Будет утро в час покоя… Вы вдохните – не дышите, Ветра в поле не будите, А тихонько выдыхайте, Отдыхайте… Повторное чтение (по цепочке, жужжащее, про себя) Задание перед чтением: найти, сколько раз в рассказе встречается слово «утро». Анализ произведения - Сколько раз встретилось слово «утро»? (ни разу) Как вы думаете, почему? Какова тема? Основная мысль? Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре? Найдите выражение «день открывает глаза»? Выделите карандашом.. Как понимаете смысл? ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ Р/к Я закрываю глаза (закрывают глаза) И предо мной полоса Милых для сердца равнин… Сколько осенних картин! Вот моя улица, сад… И листопад, листопад…(открывают глаза) Выборочное чтение - О каких приметах осени говорит автор? (выб. чтение) Что вы знаете о «бабьем лете»? (ответы детей, чтение в энциклопедии, найденной в Интернете (?) Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений. - Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный? - А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение) - С чем автор сравнивает листья? Выделите карандашом - Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (выб. чтение) - Почему? Какие птицы улетят последними? - Какое определение дает писатель осеннему дню? Выделите карандашом - Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование) - Почему автор, глядя на осеннюю картину, прикладывает руку к сердцу? - Какие чувства он испытывает? (выб. чтение) (сердце болит, но болит от радости и умиления) - Чему мы радуемся вместе с писателем? - Как вы понимаете последние слова «и все кончится»? Групповая исследовательская работа.(малые группы) ( готовые карточки с написанными на них цитатами из текста) - Одна из главных особенностей художественного произведения: выразительная речь. Вы подчеркнули в учебнике средства выразительности речи. Задача для исследования: найти 1-й группе - сравнение, 2-й группе – эпитет (художественное определение предмета), 3-й группе – олицетворение (где автор одушевляет неживые предметы ) (помещаем в книгу) …день открывает глаза… …радуемся хорошему теплому дню… … какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком… Работа с пословицами - Выберите пословицу, которая наиболее точно передает основную мысль рассказа (чтение с доски про себя): - Осень идет и дождь за собой ведет - Осень велика – зима долга (Объясните смысл) - Весна красна да голодна, осень дождлива и сыта. - Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется Отработка навыков выразительного чтения. (1-й ряд – 1-й абзац, 2-й ряд – 2-й, 3-й абзац, 3-й ряд – 4-й абзац) Самостоятельное чтение. - Выделите карандашом значимые слова, которые надо выделить голосом, паузы, подумайте, с какой интонацией будете читать, с каким темпом, где -громко, где – тихо. ФИЗМИНУТКА (зеркало: поворачиваются друг к другу и копируют мимику и движения товарищей) Ты грустишь – и я грущу, Ты молчишь – и я молчу, Ты боишься – я боюсь, Ты смеешься – я смеюсь. Чтение в парах по предложению. (ученик в роли учителя) - У кого получилось прочитать выразительно? Выразительное чтение вслух. (Стоя) ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ В небесах – сиянье (смотрят вверх) Под ногой – шуршанье (смотрят вниз) А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом) - О чем это? (об осени) 4. Творческая работа (индивидуально) Подобрать эпитет (переделать предложение научного стиля в художественный) Осень – это _________время года (проверка фронтально, помещаем лучшие в книгу) Домашнее задание (исследование) по выбору: - прочитать рассказ близким и узнать их мнение о нем; - найти и прочитать рассказ об осени другого писателя, сравнить. Рефлексия - Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение? - Выберите осенний листок, который соответствует вашему настроению. (Чем светлее листок, тем настроение радостней) Напишите свое имя, наклейте в книгу. - Тем, кто хорошо работал:… - предоставляется право оформить обложку нашей книги.
|
|