|
Глава 4. Метод общей дискуссии в начальной школе 4.1. Диалогическое взаимодействие на уроках. Чем отличается спор от дискуссии? Формирование культуры диалогического взаимодействия понимается как ориентация на познание, осознание и преобразование субъекта в процессе его активного взаимодействия с окружающими, является одной из важнейших целей учителя начальных классов в организации учебной дискуссии. Учебная дискуссия как средство формирования культуры педагогического взаимодействия является формой организации учебной деятельности, содержанием которой является равноправное обсуждение учебной задачи с целью разрешения логического противоречия в процессе сопоставления и взаимного изменения позиций ее участников. На начальном этапе считаю необходимым объяснить учащимся, в чем разница между спором и дискуссией. Это принципиально разные понятия. Во-первых, в споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации. Во-вторых, спор направлен на результат, дискуссия — это процесс. Он может быть длительным и изменяющимся. Под влиянием новой информации, аргументов обеих сторон меняется ход обсуждения и даже его предмет. В-третьих, предмет спора обычно конкретный и незначительный, дискуссия же возникает вокруг чего-то глобального и важного. Итак, если обсуждение вопроса с собеседниками плавно перетекает в дискуссию, то, во избежание превращения ее в безрезультатный спор, придерживаемся следующих правил: - Всегда помним о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждаем только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерываю. Не даю обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекаю попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремимся не к победе, а к истине. - С уважением отношусь к мнению каждого ученика. Любое мнение — это точка зрения. Даже отличаясь от моей, она имеет право на существование. Не обижаю ученика, называя его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся в начале невероятными вещи. - Придерживаюсь дружелюбного тона. Обращаюсь к ученику по имени или другим уважительным способом («мой собеседник, оппонент»). Часто предлагаю детям на отдельном листке написать тему, которая могла бы быть интересной для одноклассников, спорной, неоднозначной, — то есть могла бы стать предметом обсуждения-дискуссии. Обсуждению самых интересных из них мы посвящаем следующее занятие. Примеры тем для дискуссии: - На чем лучше отправиться в путешествие: на корабле или самолете? - Хорошему или плохому учит нас телевидение? 4.2. Дискуссионные методики. При обучении младших школьников правилам ведения дискуссии использую следующие методики: «Пустое кресло» Цель: найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Этот поиск должен подвести учащихся к открытию правды, к определению фактического состояния вещей. Методика «Пустого кресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии. На 3-4 стульях раскладываю карточки с мнениями на поставленную проблему разных людей и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только учитель (ведущий) услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию. Методика «Ковёр идей». «Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы. Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей». Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги. Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию. Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать. Применять данные методики не обязательно все на одном уроке. На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем: иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы ввожу постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. |
|