|
Прием "Кластер" Считаю, что для учащихся начальных классов одним из приемлемых и доступных приемов является кластер, смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре - звезда. Это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных" кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы - не только систематизация материала, но и установление связей между гроздями. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки: питание рыб и среда их обитания. Заданием может стать и укрепление одной или нескольких "гроздей", выделение новых. Например, дети захотят подробнее рассмотреть материал о питании рыб. На стадии рефлексии работа с кластером завершится. Я могу усилить эту фазу, предоставив возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое задание.
|
|