Урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Понятие о корне и однокоренных словах"
Цель: формирование умения формулировать проблемные вопросы
Задачи:
- воспитавать умение отстаивать свою точку зрения, наблюдательность, чувства дружбы и товарищества, аккуратность, самостоятельность;
- учить выявлять проблему, ставить вопросы, которые требуют простого и сложного ответа, делать выводы, аргументировать их, находить и подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу; 
- развивать логическое и критическое мышление, способность к анализу единиц речи, орфографическую зоркость.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

- Я задам вам 2 вопроса, а вы определите, какой из них "тонкий", а какой "толстый" и почему.
1) Какое у вас настроение? ("тонкий")
2) Почему у вас хорошее настроение?("толстый")

Не боимся сложностей,
И без осторожностей
Нам пора урок начать
И активно отвечать!

2. Минутка чистописания.
Письмо заглавной и строчной буквы Бб
- Из каких элементов состоит строчная буква б? Какой из этих элементов входит в состав других букв?

3. Словарная работа
- Вспомните словарные слова, где буква б стоит в начале, в середине, в конце.
(запись у доски с комментированием)
- Выпишите название дерева(береза), запишите, как можно назвать это дерево ласково(березка), запишите, как называют рощу, где растут эти деревья(березовая). 

4. Работа в группах.
- Придумать устное задание, состоящее из двух вопросов("тонкого" и "толстого")к записанным словам.
(Например. Являются ли эти слова однокоренными?
Почему эти слова можно назвать однокоренными?)

5. Выступления групп, ответы на поставленные вопросы. Запись слов, разбор по составу.

6. Постановка темы, целей урока.
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

7. Физминутка.
Корень березки сидит глубоко,(садятся)
Ветки растут высоко-высоко. (встают)
Корня березки нам не видать, (садятся)
Веток березки нам не достать! (встают)

- О каком корне мы сейчас говорили?

8. Работа над темой урока.
- Задумывались ли вы над тем, почему корень так назвали?
Чтение в "Толковом словаре"
1) Подземная часть растения, с помощью которой оно укрепляется в почве и получает питание.
(У дерева засыхают корни.)
2) Начало, источник, основа чего-то.
(Корни моей семьи идут из села Любостань.) 
3) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, когтя.
(Зуб вырвали с корнем.)
4) Основная часть слова.
(Корень -ход- в словах: выход, заходи, переходы, заходящие, приходить)

- Почему корень является основной частью слова?

Выборочное комментированное письмо.
Задание: выписать однокоренные слова, определить части речи, выделить орфограммы;* составить свое предложение с одним из слов, состоящее из 5 слов (запись, разбор)

Ель растет на влажных местах. В густой тени елового леса не растут кустарники. В молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хороши елочки зимою. Сквозь зеленую чащобу елок трудно пробраться человеку.

9. Физминутка.
- Если я говорю о елке - встаньте, если нет - сядьте:
1) Зимой и летом одним цветом.(елка)
2) Никто ее не пугает, а она все дрожит.(осина)
3) У нее одежки колки: все иголки да иголки,
Звери шутят: "Дядя Еж на нее слегка похож"(елка)
4) Весною зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы.(рябина)

- Придумайте сами однокоренные слова к слову "ель".

10.Самостоятельная работа. Упражнение в подборе однокоренных слов № 4, с. 62 (по окончании - взаимопроверка, если один ученик считает, что у товарища ошибка, он должен задать вопрос, начинающийся со слова "почему...", сосед отвечает "потому что...")
На доске: Почему...?
Потому что... 

Фронтальная проверка.

11. Домашнее задание.
№ 5, с. 62 Записать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки, найти близкое по смыслу слово, но не родственное, слову "лес"
* Составить ряд "тонких" и "толстых" вопросов по теме "Понятие о корне и однокоренных словах" 
12. Рефлексия
Тест "Понятие о корне"
1. В слове стрекоза корень:
а) -коза-;
б) -стрекоза-;
в) - стрекоз-
2. Корень слова - это:
а) подземная часть растения;
б) основная часть слова;
в) внутренняя часть зуба 
3. Слова, у которых есть главная, общая часть называются:
а) однокоренными;
б) односоставными;
в) одинаковыми.

 

© gulyaewa-l

 

 

 

 

 

 

    

Hosted by uCoz