|
Глава 1. Теоретические основы интерактивных методов обучения Классификация интерактивных методов обучения В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Меня интересует та, в основе которой – роль обучающегося в процессе обучения, традиционно в ней выделяют 3 группы методов: 1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли «объекта» обучения; они должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем - источником знаний. Основные методы – это лекция, чтение, опрос. 2) Активные: где обучающиеся являются «субъектом» обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы – это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, от учителя к ученику 3) Интерактивные: от англ. ( «интер» - «между», «акт» - «действие») Таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы как методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. Исследования, проведенные в 80-х годах Национальным тренинговым центром показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне – я забываю. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда» Это дает нам богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов как методов, имеющих высокий потенциал, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения «целостного человека». Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами. Творческие задания Работа в группах Обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные) Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии) Социальные проекты (соревнования, спектакли, представления, выставки) Разминки (различного рода) Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, проблемная лекция, ученик в роли учителя, работа с наглядным пособием, практическое занятие) Обсуждение проблем (проектный метод, дискуссия, исследование) 1.2. Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогического взаимодействия Для достижения успешного интерактивного взаимодействия в своей работе использую: - полилог (многоголосье греч.) – многоголосие, в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия – это возможность каждого участника иметь свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения. Любая точка зрения имеет право на существование. Отказ от права на абсолютную истину и педагога, и учащихся. - диалог предполагает восприятие участниками себя как равных партнеров, субъектов взаимодействия. - мыследеятельность – организация интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности. - смыслотворчество – процесс осознанного создания новых для себя смыслов, содержания предметов и явлений по обсуждаемой проблеме, обмен смыслами, соотношение индивидуальных смыслов с другими смыслами. - свобода выбора – сознательное регулирование и активизация своего поведения. - ситуация успеха – целенаправленное создание педагогом комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися удовлетворения, проявлению положительных эмоций. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию. - рефлексия – самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности. В своей практике использую все перечисленные методы интерактивного взаимодействия. В данной работе дам описание применения некоторых из них. |
|