Глава 3. Ролевая игра как способ обогащения чувств и накопления опыта младших школьников.

3.1. Дидактическая игра – обязательный структурный компонент урока.

Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры. Кроме того, с приходом ребенка в школу и началом систематического обучения игра остается для него все еще очень желанной и радостной деятельностью. Противоречие между желанием играть и значительным уменьшением доли игры среди других видов деятельности побуждает учителя обратить особое внимание на ее использование в обучении, особенно в 1-2 классах.. Дидактическая игра должна быть обязательным структурным компонентом урока

При отборе игры или ее создании обращаю внимание на наличие и четкость ее структурных компонентов: дидактическую цель, игровое правило и игровое действие. Дидактическая цель – это требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например: игры «Что изменилось?»( проверить умение детей ориентироваться в пространстве, замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность), «Найди нужный предмет» (умение находить нужный предмет по его признакам), «Кто это?» (развивать умение составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера), «Назови предмет и его свойства» (уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы (осязание, обоняние, вкус и др.),

Конечно, дидактические игры (особенно коллективные или групповые) целесообразно проводить и в третьем-четвертом классах, но они уже не являются отдельным структурным элементом урока. Такие игры способствуют развитию внимания, воображения, творческих способностей. 

3.2. Ролевая игра – разновидность учебной игры.

Еще одной разновидностью учебной игры являются ролевые игры. Особенность такой игры в том, что ребенок сам строит игру, а руководство со стороны взрослого может быть принято, а может быть отвергнуто, если оно навязывается. Одним из главных элементов такой игровой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала. Ребенок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнерами, развертывает сюжет игры и заканчивает его тоже по своему желанию. Отсюда и необходимость использования в обучении ролевой игры. Великий К. С. Станиславский призывал актеров учиться играть у детей: «Когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в играх, тогда вы сможете стать великими артистами».

Вместе с тем, я отметила такое противоречие: с одной стороны, не прекращаются разговоры об особой ценности учебных ролевых игр, а с другой – детские игры с каждым днем беднеют. В первый класс приходят «недоигравшие» дети с плохо развитым воображением, фантазией. Причин у такого явления много: взрослые больше озабочены подготовкой к обучению чтению, письму, математике, чем к выполнению творческих заданий; обучение в школе часто не учитывает актуальность использования игры в обучении; порой взрослые вводят запреты не ролевую игру: «Какие куклы! Ты уже школьница!»

Чтобы игра стала интересной для ребенка, она должна быть «освобождена», отделена (с точки зрения ребенка!) от учебной деятельности. Конечно, руководство со стороны учителя остается, да и сама игра проходит в рамках урока – то же время, то же помещение, те же участники… Но это все нужно «скрыть» от ученика, руководство не должно быть как «приказ», а как наставление, помощь, совет. Ведь сейчас педагог – партнер по игре, а не «инструктор по обучению». Только при таких условиях сохраняется самоценность игровой деятельности. И тогда становится ясно, которая из задач, поставленных учителем, учебная, а которая – игровая, где отступление от инструкции нецелесообразно, а где – обязательно.

Игра выступает как ценная деятельность только тогда, когда дети сами взаимодействуют с персонажами, сами выполняют их действия, говорят их слова, передвигаются по классу, изменяют мимику, оттенки голоса  и т. п., то есть играют роль. Все другие случаи напоминают спектакль в театре, где школьники являются только зрителями! 

3.3. Как начать ролевую игру?

Начало игры – это создание воображаемой ситуации, постановка перед детьми задачи: «Представьте себе…», «Как будто бы…», «Если бы…» и т. п.

Например, при изучении темы «Сезонные изменения осенью»  предлагаю детям поиграть в «лесное собрание»: «Представьте себе, что все мы – лесные жители, кто – насекомые, кто – звери, кто – птицы… Наступила осень. Заволновались в лесу звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся – скоро наступят холода. Решили собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме…» Дети распределяют роли: медведь – председатель собрания, дятел – секретарь. На собрание пришли еж, заяц, лиса, прилетели бабочки и птицы, приползли муравьи, жуки и ящерицы. Конечно, я не пускаю на самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогаю детям, если сюжет «разваливается», если ребенок не знает как играть свою роль. Сначала нужно обсудить с детьми, что представляет собой этот персонаж, каковы его игровые действия, что он может рассказать про себя. Например, Мила взяла на себя роль ежа. Но когда девочка подошла к председателю собрания – медведю, она растерялась и смущенно стояла молча.

- Ты еж или ежик? – спрашиваю я.

- Ежик, - отвечает девочка.

- Значит, ты еще маленький, недавно родился и не знаешь, как ежи готовятся к зиме?

Мила кивает головой.

- И настроение у тебя из-за этого вот такое, правда?

Достаю картинку, на которой изображен плачущий ежик. Девочка «подхватывает» игровую ситуацию, начинает передавать «страдания» ежа:

- Ой, помогите, я ежик маленький, бедненький, не знаю, как ежи готовятся к зиме. Ой, замерзну, пропаду…

Дети поддерживают эту линию развития сюжета игры и тут же предлагают помощь Миле ежику.

Психологи утверждают, что такие ситуации, когда в процессе игры дети могут высказать неправильное суждение и не получат за это отрицательной оценки, являются средством «психологической реабилитации».    Действительно, младшие школьники болезненно реагируют на каждое замечание учителя («не знаешь», «неправильно», «забыл», «не думаешь» и др.) и очень переживают свои неудачи. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся как бы нереальными, а воображаемыми. Поэтому ребенок может не опасаться сказать что-то не так (ведь это говорит его герой).

Чтобы игра развивалась интересно, зачастую сама заранее намечаю возможные варианты развития сюжетной линии: кого встретит герой, о чем пойдет разговор, что может произойти и т. п. Тогда игра не зайдет в тупик, потому что всегда можно вовремя предложить интересное продолжение сюжета.

3.4. Взаимодействие ролей.

Важнейшим компонентом ролевой игры является взаимодействие ролей. Этому дети учатся в процессе ролевых диалогов. В 1-2 классах последовательно использую разные виды этих упражнений:

а) диалоги реальных лиц, телефонные диалоги (беседуют мама и дочка, дедушка и внук – спрашивают о здоровье, поздравляют с праздником, приглашают в гости; разговаривают сверстники – как делать уроки, что будут делать на прогулке, как поздравят друзей с Новым годом, как пригласят на день рождения  и др.) Более сложные темы диалогов можно предложить во втором полугодии первого года обучения или во 2 классе: позвонить по телефону «03» и вызвать заболевшей бабушке врача; узнать, когда поезд приходит (самолет); заказать билеты в кинотеатр; справиться в магазине о наличии товара; узнать, какая выставка открыта в музее и др.

б) диалоги животных и растений: «лесное собрание осенью», «лесные новости». «о подготовке к зиме зверей и птиц», «пошел кот на рыбалку, а по дороге встретил…», «о чем говорили цветы в цветнике» и др.

в) диалоги неодушевленных («оживших») предметов: «В чулане разговорились старые вещи – самовар с мятым боком, чашка без ручки, сахарница без крышки, обгоревшая свечка. Стали вспоминать прошлое…», «В ночь под Новый год елочные игрушки рассказали из чего их сделали и как они сюда попали», «В один удивительный день в городе ожили все старые предметы – скамейки, фонари, ворота и калитки, деревья и цветы. И все наперебой стали рассказывать о себе…», «Ночью в цветочном магазине цветы рассказывают, где прошло их детство…» и т. д.

Нецелесообразно тратить значительную часть урока на такие упражнения, лучше проводить их систематически, спрашивая 2 – 3 детей.

Нежелательно предлагать в начале обучения главные роли детям, у которых недостаточно развита речь, а также стеснительным и замкнутым ребятам. Чтобы не отбить у них желание участвовать в выполнении таких заданий. Необходимо создать ситуацию успеха, для чего рассказывать вместе с ними.. Например, спрашиваю: «А какую роль хочет сыграть Миша?» (Мальчик молчит). «Давай я буду твоей мамой, а ты мне позвонишь на работу!» (Мальчик неуверенно кивает) «Ты знаешь номер рабочего телефона мамы?.. Я тебе напомню… Меня очень интересует, что ты хочешь получить в подарок на день рождения…Что тебе хочется съесть на ужин?.. Кто звонил сегодня вам и что говорил?..» Как видите, учитель может взять на себя развитие диалога, при этом Миша не чувствует себя неуютно, потому что легко отвечает на вопросы и сам задает их

Кроме вышеперечисленных умений и навыков для развития грамотной речи ребенка очень важно научить его общаться при помощи мимики и жестов. Одни из самых интересных упражнений в речевых разминках – те, которые решают задачу ознакомления детей со значением различных мимических выражений, жестами, элементами пантомимы. Для этого использую иллюстративный материал: рисунки разных выражений лиц (удивление, радость, печаль, восторг, страх и пр.)

             

РАДОСТЬ                                                                                         ГРУСТЬ

Например, учащиеся первого (второго) класса получают задание определить, какое настроение у данного персонажа, с какими событиями может быть связана такая реакция человека.

Вот примеры ответов детей:

- Этот мальчик радуется. Сегодня день его рождения и ему много подарков надарили.

- Это ученик, он двойку получил, ему стыдно перед мамой.

- Это какой-то зазнайка, ни с кем дружить не хочет.

Дети с интересом разыгрывают самые разные пантомимические сценки: «Море волнуется», «Ветер дует», «Снежинки кружатся и падают на землю», воспроизводят движения человека(«зарядка», «умывание», «яблоко грызет», «дверь открывает», «посуду моет» и др.) и животных («зайчик скачет», «кошка крадется», «птичка защищает птенчиков от кошки», «пингвины вышагивают» и т. п.) В 3 – 4 классах показываю детям, какие жесты приятны для собеседника, а какие вызывают у него неприятные чувства.

Эти жесты говорят об открытости собеседника.

Угрожающий жест.

Этот жест неприятен для собеседника.

Вести разговор и держать руки в карманах некультурно.

Раскрытая ладонь свидетельствует о доброжелательности собеседника.

Неприятный для собеседника жест.

     Дети учатся здороваться, протягивая друг другу руку, приветствовать сверстников и взрослых (родных, друзей, знакомых и незнакомых людей и пр.) По разному и в разных ситуациях учащиеся выполняют и такие упражнения, в которых они должны учитывать различное настроение, характер собеседника, например, «разговор с расстроенным (капризным, рассерженным) человеком». Все это, безусловно, обогащает словарный запас, развивает последовательную, логическую, образную речь.

  Думаю, такой вид работы придает учащимся уверенность в себе, непринужденная обстановка помогает более свободно импровизировать и полнее раскрыть свои способности к коммуникации

 

 

3.5. Значение ролевой игры в школьной и внешкольной жизни учащихся

      Ролевая игра – это способ обогащения чувств и накопления опыта, преодоления страхов, снятия эмоционального напряжения, что помогает ребенку увереннее чувствовать себя в реальном мире.

   Я заметила, что игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

    В ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

    В творческой ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

 

 
 

© gulyaewa-l

 

 

 

 

 

 

    

Hosted by uCoz