Доклад

Главная Эссе Мои стихи Опыт работы Проект Приемы ТРКМЧП Карты к урокам Уроки по ТРКМЧП Диагностика Статья Мастер-класс Доклад Гостевая книга


Назад Вперед

Выступление на августовском совещании педагогических работников в 2009-2010 учебном году на тему: "Приобщение учеников к театральной деятельности"

"Театр - это нежное чудовище, которое берет своего человека, если он призван, грубо выкидывает его, если он не призван", - сказал когда-то А. Блок. Зачем школе "нежное чудовище", что таит оно в себе? В чем его притягательная сила? Почему так действует на нас его магия? Театр - вечно юный и добрый, загадочный и неповторимый.
Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека.
Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится - на сцене или в зале. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный мир человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: "Кто мы?", "Зачем и для чего живем на Земле?" - всегда пытался театр. Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: " Вот как мы ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай - и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать".
Процессы модернизации отечественной системы образования учитывают актуальность перехода от экстенсивного способа простого наращивания количества информации, включенной в образовательные программы, к поиску интенсивных подходов к ее организации.
В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение свободы в обращении; "приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников". "Школьный театр был театром пользы и дела и только попутно с этим - театром удовольствия и развлечения". 
В 20-х годах 18 века возник школьный театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: "Комедии услаждают человек житие стужительное и заключению пленническому подобное".
Школьный театр как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.
Творческая группа, включающая в себя преподавателей вузов (РГПУ им. Герцена, факультет философии человека; Санкт - Петербургская государственная академия театрального искусства; Российский институт истории искусств), руководителей школьных театров, профессиональных актеров и режиссеров разработала проект Санкт-Петербургского Центра "Театр и школа", целью создания которого является:
- взаимодействие театра и школы, реализуемое путем органичного включения театральной деятельности в учебный процесс школ;
- включение в творческий процесс детей и учителей, формирование школьных театральных коллективов и их репертуара с учетом возрастных особенностей участников, а также содержания учебного процесса;
- взаимодействие профессиональных театров со школами, разработка театральных абонементов, ориентированных на учебный процесс.
Театр может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и "другим", перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.
Как же проникнуть в эту волшебную страну по имени Театр? Как соединить друг с другом театральные системы и Детство? Чем вообще должны быть театральные занятия для их юных участников - началом пути в профессию, путешествием по различным художественным эпохам, расширением кругозора, а может просто разумным и увлекательным отдыхом?
Проблема развития театральной деятельности в школе - одна из проблем современной педагогической науки, теории и практики образования. Хорошо известны реальные трудности, с которыми педагоги зачастую сталкиваются на практике при организации театрализованной деятельности.
1. Это связано с недостатком учебного времени, т. е. с общей загруженностью учителей.
2. Недопониманием значения театральной деятельности для развития ребенка.
3. У учеников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
4. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в школе и семье, что формирует у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведения без специальных знаний.
5. Театрально-игровая деятельность характеризует примитивность и "свернутость" импровизации, бедность исполнения для создания образа средств выразительности и другое.
Возникает противоречие: с одной стороны - признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка; с другой - дефицит театрального искусства в жизни детей.
Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей. Организация театрально-игровой деятельности имеет цель - через театр научить реьенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Игра-драматизация занимает особое место при решении задач художественного воспитания и развития ребенка, что обусловлено ее родством с театром. Драматизировать - значит разыграть в лицах какое-либо литературное произвеление, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры их персонажей. "В театрализованных играх детей можно видеть переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме", - так писал об этом отечественный психолог Б. М. Теплов. Игра-драматизация - деятельность, требующая от школьников необходимых для ее выполнения способностей, умений и навыков. В связи с этим, игра-драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания. Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного произведения. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их - движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности, поэтому так важно с детства приобщать детей к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:
1. Имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания.
2. Имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театральзованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства)
3. Включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок -"режиссер", ребенок -"актер", ребенок -"зритель", ребенок -"оформитель", "декоратор" спектакля)
Хочу предложить вашему вниманию характеристики данных позиций в игре-драматизации.
1. Ребенок -"режиссер" - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет "сцену" и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца)
2. Ребенок -"актер" - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца)
3. ребенок -"зритель" -обладает хорошо развитыми рефлективными способностями, ему легче "участвовать в игре" со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру)
4. Ребенок -"декоратор" - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к воспитательному процессу, создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыться способностям каждого ученика. Эти задачи можно успешно решать через организацию работы кукольного театра. Это способствует формированию навыков общения, активации познавательной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения и речи.
В ходе работы кукольного кружка решались следующие задачи:
- воспитание навыков коллективной творческой деятельности, коммуникативного общения;
- организация сотворческой деятельности учащихся и их родителей, способствующей укреплению семейных связей;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие умений изготовления кукол и декораций для спектаклей;
- развитие умения владеть своим эмоциональным состоянием, голосом, речью.
Радует, что дети сами подбирают пьесы для постановок. Находят книги, журналы, перерабатывают тексты, изготавливают кукол для будущих спектаклей. А помогают им в этом их папы и мамы.
Занятия в кукольном театре развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребенка, чувство гармонии в себе и окружающем мире. Прививают ему и чисто практические навыки и умения, необходимые в процессе подготовки и организации спектакля, прививают навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы коллектива. Учитывая сложность современной социальной обстановки, первоочередной задачей в работе театрального кружка становится снятие психологических стрессов, комплексов, зажимов, раскрепощение детей, раскрытие их творческих способностей.
Детство нуждается не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Именно в "параметрах" такой модели способен ребенок наиболее полно осознать и поверить в себя как личность. Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии. Театральная деятельность тяготеет к игре, фантазии, романтизации и поэтизированию - всему тому, что свойственно театру с одной стороны, и детству - с другой. В этом контексте театральная работа с детьми решает собственно педагогические задачи, включая и ученика, и учителя в процесс освоения модели мира.





 

© gulyaewa-l

 

 

 

 

 

 

    

Hosted by uCoz