Мастер-класс

Главная Эссе Мои стихи Опыт работы Проект Приемы ТРКМЧП Карты к урокам Уроки по ТРКМЧП Диагностика Статья Мастер-класс Доклад Гостевая книга


Назад Вперед

Мастер-класс на тему: «К истине разны пути у науки с искусством,
                                  Но озарение - разве не в их перекрестье?»

Цель: формирование представления о стихотворчестве с точки зрения технологии развития критического мышления
1. Вступление.
- Уважаемые коллеги, мне бы хотелось рассказать о своем видении проблемы, отображенной в теме занятия, в стихах. 

Спор неизбежен порой между мыслью и чувством,
Но, разрешая его, они сходятся вместе.
К истине разны пути у науки с искусством,
Но озарение – разве не в их перекрестье?

И разве может ученый, открывший законы,
Менее быть очарован своею наукой,
Нежели чуткий художник, писавший иконы,
Или простой музыкант, очарованный звуком?

Мысль осязаема в каждом движении сердца,
Просит она, как и чувство, всегда вдохновенья.
Там, где наука с искусством живут по соседству,
Истина есть! И подруга ее озаренье!

2. Размышления на тему...
   Я всегда любила читать, анализировать, размышлять о прочитанном. А сейчас я люблю все это делать на уроках вместе со своими учениками. Но как добиться того, чтобы учащиеся поняли, прочувствовали прочитанное? 
На своих уроках я использовала разные методики, приемы, которые, безусловно, повышали эффективность преподавания. Но… всегда что-то не устраивало меня, и я снова и снова искала новое.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо прочно вошла в мою педагогическую практику. Я поняла, что это то, что мне нужно.
   Какова была моя радость, когда я поняла, что приемы технологии развития критического мышления нравятся не только мне, но и учащимся.
   Эта технология универсальна. Она применима к текстам любого предмета, когда нужно глубоко понять и осмыслить его содержание.
   Я хочу рассказать о приеме, который нравится и мне, и моим ученикам больше всего.
Все ученики легко справляются с этим заданием, а у меня появился интересный способ проверить их знания.
   Это синквейн.
   Он представляет собой особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания прочитанного. Это прием, позволяющий резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства, представления в нескольких словах. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Он дает возможность сказать учащимся то, что они думают, а мне понять, насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.
   Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:
Первая строка – 1 слово – понятие или тема (существительное)
Вторая строка – 2 слова – описание этого понятия (прилагательные)
Третья строка – 3 слова – действия (глаголы)
Четвертая строка – Фраза или предположение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка – 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

   Кант говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне»

3. Коллективное составление синквейнов.
- Размышляя над темой науки и искусства и пытаясь найти их точки соприкосновения, давайте вместе попробуем сочинить синквейны о них.

НАУКА
Мудрая, точная
Открывает, изучает, объясняет
Открытие законов мироздания
ОЗАРЕНИЕ

ИСКУССТВО
Художественное, образное
Вдохновляет, творит, восхищает
Познание человеческой души
ОЗАРЕНИЕ

- Таким образом, оказалось, что суть науки и искусства в одном – в озарении, в открытии.

4. Делаем открытия.
- Я хочу, чтобы сегодня каждый из вас тоже сделал для себя открытие, почувствовал себя творцом и философом. Приглашаю на сцену участников.
Ваша задача: описать сущность некоторых научных понятий при помощи синквейна.

МАТЕМАТИКА
Точная, вычислительная
Считает, решает, сравнивает
Ум в порядок приводит
РАСЧЕТ

ЯЗЫК
Национальный, богатый
Связывает, выражает, описывает
Средство обмена информацией
ОБЩЕНИЕ

БИОЛОГИЯ
Закономерная, естественная
Исследует, выявляет, систематизирует
Изучение живой природы
ЖИЗНЬ

ИНФОРМАТИКА
Логичная, последовательная
Создает, преобразует, передает
Работа с информацией
ЗНАК

5. Итог
- Оказывается, каждый из нас может писать стихи, пусть даже и нерифмованные. А помог нам в этом СИНКВЕЙН, потому что он:

Образный, точный 
Развивает, обучает, обобщает
Приближение к истине через наше
ТВОРЧЕСТВО 

 

© gulyaewa-l

 

 

 

 

 

 

    

Hosted by uCoz