| |
Мастер-класс на тему: «К истине разны пути у науки с искусством,
Но озарение - разве не в их перекрестье?»
Цель: формирование представления о
стихотворчестве с точки зрения технологии
развития критического мышления
1. Вступление.
- Уважаемые коллеги, мне бы хотелось рассказать о своем видении проблемы, отображенной в теме занятия, в стихах.
Спор неизбежен порой между мыслью и чувством,
Но, разрешая его, они сходятся вместе.
К истине разны пути у науки с искусством,
Но озарение – разве не в их перекрестье?
И разве может ученый, открывший законы,
Менее быть очарован своею наукой,
Нежели чуткий художник, писавший иконы,
Или простой музыкант, очарованный звуком?
Мысль осязаема в каждом движении сердца,
Просит она, как и чувство, всегда вдохновенья.
Там, где наука с искусством живут по соседству,
Истина есть! И подруга ее озаренье!
2. Размышления на тему...
Я всегда любила читать, анализировать, размышлять о прочитанном. А сейчас я люблю все это делать на уроках вместе со своими учениками. Но как добиться того, чтобы учащиеся поняли, прочувствовали прочитанное?
На своих уроках я использовала разные методики, приемы, которые, безусловно, повышали эффективность преподавания. Но… всегда что-то не устраивало меня, и я снова и снова искала новое.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо прочно вошла в мою педагогическую практику. Я поняла, что это то, что мне нужно.
Какова была моя радость, когда я поняла, что приемы технологии развития критического мышления нравятся не только мне, но и учащимся.
Эта технология универсальна. Она применима к текстам любого предмета, когда нужно глубоко понять и осмыслить его содержание.
Я хочу рассказать о приеме, который нравится и мне, и моим ученикам больше всего.
Все ученики легко справляются с этим заданием, а у меня появился интересный способ проверить их знания.
Это синквейн.
Он представляет собой особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания прочитанного. Это прием, позволяющий резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства, представления в нескольких словах. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Он дает возможность сказать учащимся то, что они думают, а мне понять, насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:
Первая строка – 1 слово – понятие или тема (существительное)
Вторая строка – 2 слова – описание этого понятия (прилагательные)
Третья строка – 3 слова – действия (глаголы)
Четвертая строка – Фраза или предположение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка – 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Кант говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне»
3. Коллективное составление синквейнов.
- Размышляя над темой науки и искусства и пытаясь найти их точки соприкосновения, давайте вместе попробуем сочинить синквейны о них.
НАУКА
Мудрая, точная
Открывает, изучает, объясняет
Открытие законов мироздания
ОЗАРЕНИЕ
ИСКУССТВО
Художественное, образное
Вдохновляет, творит, восхищает
Познание человеческой души
ОЗАРЕНИЕ
- Таким образом, оказалось, что суть науки и искусства в одном – в озарении, в открытии.
4. Делаем открытия.
- Я хочу, чтобы сегодня каждый из вас тоже сделал для себя открытие, почувствовал себя творцом и философом. Приглашаю на сцену участников.
Ваша задача: описать сущность некоторых научных понятий при помощи синквейна.
МАТЕМАТИКА
Точная, вычислительная
Считает, решает, сравнивает
Ум в порядок приводит
РАСЧЕТ
ЯЗЫК
Национальный, богатый
Связывает, выражает, описывает
Средство обмена информацией
ОБЩЕНИЕ
БИОЛОГИЯ
Закономерная, естественная
Исследует, выявляет, систематизирует
Изучение живой природы
ЖИЗНЬ
ИНФОРМАТИКА
Логичная, последовательная
Создает, преобразует, передает
Работа с информацией
ЗНАК
5. Итог
- Оказывается, каждый из нас может писать стихи, пусть даже и нерифмованные. А помог нам в этом
СИНКВЕЙН, потому что он:
Образный, точный
Развивает, обучает, обобщает
Приближение к истине через наше
ТВОРЧЕСТВО
|