Статья
в научно-методический сборник на
тему:
«Использование
элементов технологии развития
критического мышления через чтение и
письмо в начальной школе как
средство активизации познавательной
деятельности учащихся»
Мыслительный процесс начинается
только тогда, когда возникает задача
или проблема, у которой нет готового
способа решения. Если есть
стремление что-то понять, в чем-то
разобраться, то здесь тоже речь идет
о мышлении. Поэтому я считаю, что
развитие мыслительной деятельности
младших школьников – это актуальная
проблема, которую необходимо решать.
Именно благодаря способности
человека мыслить решаются трудные
задачи, делаются открытия,
появляются изобретения. Развивать
мышление – значит развивать умение
думать.
Технология развития
критического мышления –
надпредметная, проникающая, она
применима в любых программах и
предмете.
В основу технологии положен
базовый дидактический цикл,
состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи,
а также набор характерных приемов,
направленных сначала на активизацию
исследовательской, творческой
деятельности, а потом на осмысление и
обобщение приобретенных знаний.
Технологические
этапы
1
фаза
Вызов
Задачи:
пробуждение имеющихся знаний и
интереса к получению новой
информации; помочь учащимся самим
определить направление в изучении
темы.
2
фаза
Осмысление
Задачи:
помочь активно воспринимать
изучаемый материал и соотносить
старые знания с новыми.
3
фаза
Рефлексия
Задачи:
помочь учащимся самостоятельно
определить направление в дальнейшем
изучении материала.
Первый этап работы в этой
технологии называется стадией
вызова. С вызова нередко
начинается работа в режиме
проблемного обучения. В классической
педагогической литературе
используется понятие «создание
мотива к обучению». ТРКМЧП
предлагает разнообразный набор
приемов и методов для осуществления
этого этапа работы. Эта система
включает в себя как способы
организации индивидуальной работы,
так и ее сочетание с парной и
групповой.
Стадию
вызова на уроке можно осуществить
многими методами, в том числе и
хорошо известными, например:
-
«ключевые слова», по которым можно
придумать рассказ или расставить их
в определенной последовательности;
-
«верные и неверные утверждения»,
которые выбирают учащиеся, а после
знакомства с основной информацией
возвращаются к данным утверждениям и
определяют их достоверность;
-
составление таблицы тонких и толстых
вопросов (вопросы, на которые можно
дать однозначный ответ, и на которые
нельзя ответить однозначно(проблемные
вопросы).
На стадии
осмысления необходимо уменьшить
долю своего участия в процессе
знакомства учеников с новым
материалом, тогда они со временем
начнут читать, слушать гораздо более
вдумчиво, не будут ограничиваться
только объяснением учителя, текстом
учебника. Для стимулирования
внимательного чтения использую
приемы:
-
«Инсерт», при котором чтение текста
сопровождается составлением
маркированной таблицы – «v»
уже знал, «+» новое, «-» противоречит
тому, что знал, «?» непонятно, хочу
узнать подробнее;
-
чтение с остановками, когда текст
делится на смысловые фрагменты, при
этом каждый предыдущий фрагмент дает
возможность прогнозировать
последующий, высказывать гипотезы;
-
составление кластера;
-
различного рода таблицы на
установление причинно-следственных
связей;
-
ведение бортовых дневников и
журналов в процессе чтения, где
учащиеся могут отразить свои
размышления.
При обучении умению решать
проблемы, использую следующие
стратегии:
-
«Идеал», когда решается следующий
ряд вопросов:
Интересно,
в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше
способов решения проблем!
Есть ли какие-либо хорошие
решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это осуществить на
практике?
-
«Фишбон», дословно переводится как «рыбная
кость»; эта стратегия позволяет
учащимся «разбить» проблему на
причины и аргументы, в «хвосте»
обозначаем проблему, в «голове» -
вывод;
-
«Зигзаг», когда текст разбивается на
смысловые отрывки для
взаимообучения, дети работают в
группах каждый над своей частью
текста, после этого группы
переформировываются по принципу
одинакового задания, идет обсуждение
в группе «экспертов», после чего дети
возвращаются в свои первоначальные
группы и готовят презентацию общей
темы.
В процессе работы по данной
технологии мне удалось разработать
новые приемы, направленные на
развитие критического мышления:
-
дискуссия по
принципу «домино», при которой
ответ на проблемный вопрос является
причиной для создания новой
проблемной ситуации, вопросы могут
возникать до тех пор, пока истина не
станет ясна всем участникам
дискуссии, например:
Как
остаться в детстве?
(Быть
в душе молодым)
Как
быть в душе молодым?
(Фантазировать,
играть)
Как
фантазировать, играть?
(Фантазировать
и играть как дети)
-
составление таблицы «Движение к
истине», в начале которой
обозначается проблема, далее
приводятся положительные и
отрицательные стороны, «за» и «против»,
в конце – истина, суть которой
зависит от количества аргументов
правой и левой стороны;
-
чтение начала и конца текста,
развитие событий – фантазия детей,
далее – знакомство с текстом,
сопоставление личных предположений
с содержанием;
-
задание: определить, что отражает
заглавие – тему или идею; если тему,
придумать свое, отражающее идею и
наоборот; например:
«Мой щенок» - «Забота о щенке».
На третьей стадии рефлексии
необходимо не только проверить
память учеников, но и помочь им
проанализировать, удалось ли достичь
поставленных целей и решить
возникшие в процессе знакомства с
новым материалом проблемы и
противоречия. Этот анализ направлен
на прояснение смысла нового
материала, построение дальнейшего
маршрута обучения, но он мало полезен,
если не обращен в словесную или
письменную форму. При этом сочетание
индивидуальной и групповой работы на
данном этапе является наиболее
целесообразным. В процессе
индивидуальной работы использую
различные виды письма: ключевые
слова, графическая организация
материала, эссе, в котором дети в
свободной форме выражают свои мысли
по данной теме. Нельзя оценивать эти
эссе с точки зрения грамотности, их
нужно рассматривать, как способы
развития мышления и формирования
культуры чтения.
Способность резюмировать
информацию, излагать сложные идеи и
чувства в нескольких словах – важное
умение. Оно требует от ученика
вдумчивости и богатого понятийного
запаса. Для этой работы актуален
прием синквейна.
Синквейн – это стихотворение,
представляющее собой синтез
информации в лаконичной форме, что
позволяет описывать суть понятия или
осуществлять рефлексию на основе
полученных знаний. В первой строке
заявляется тема или предмет (одно
существительное); во второй строке
дается описание темы/предмета (два
прилагательных или причастия);
третья строка – действия,
характеризующие тему/предмет (три
глагола); четвертая строка
представляет собой фразу, обычно из
четырех значимых слов, выражающую
отношение автора к теме/предмету;
пятая строка – синоним, обобщающий
или расширяющий смысл темы/предмета (одно
слово).
Использование ТРКМЧП
позволяет изменить отношение
школьников к урокам чтения, русского
языка, окружающего мира; повысить
познавательное отношение к
прочитанному, мотивировать учащихся
к дальнейшей учебной деятельности;
развивать положительную реакцию у
детей на собственные ошибки и
затруднения; создавать атмосферу
доверия и сотрудничества.
Таким образом, можно сделать
вывод, что критически мыслить могут
все. Критическому мышлению нужно
учить, и важно, чтобы ученики могли
использовать эти навыки в различной
предметной деятельности.