|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления. Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Я считаю, что развитие мыслительных способностей младших школьников - это есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление - значит развивать умение думать. Согласно новым стандартам начального образования с 1 сентября 2010 года в российских школах необходимо практиковать универсальные способы познания и освоения мира. Одна из разработчиков стандарта, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, Ольга Карабанова считает, что данные нововведения обеспечат успешность любых школьных занятий, новый учебный стандарт начальной школы научит детей "сортировать" и анализировать информацию, которая обрушивается на неокрепшие умы и откладывает серьезный отпечаток на формирование менталитета и развитие подрастающего поколения страны. Однако, возникает противоречие между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом общества на человека социально-активного, сознающего и способного отстаивать свою позицию, и отсутствием практической основы, методологической базы для системной работы, направленной на развитие критического мышления учащихся, и как следствие, их творческой самореализации. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создать условия для развития критического мышления учащихся через чтение и письмо Мною была изучена технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) Данная технология является надпредметной, проникающей, она применима в любых программах и предмете. Таким образом, ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в проекте является ТРКМЧП ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в проекте стала эффективность приемов ТРКМЧП для развития критического мышления младших школьников. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1. Исследовать особенности ТРКМЧП 2. Разработать критерии и способы диагностики уровня развития мыслительных способностей учащихся. 3. Вести наблюдения за динамикой развития мышления учащихся в процессе работы с использованием приемов ТРКМЧП 4. Применять приемы и методы ТРКМЧП на практике. 5. Отобрать наиболее эффективные приемы и методы, вести работу по разработке новых приемов с учетом запросов учащихся. 6. Результатами педагогического проекта показать степень влияния исследуемой технологии на уровень мыслительных способностей. 7. Внедрять ТРКМЧП в работу других педагогов Была выдвинута ГИПОТЕЗА: если системно использовать методы и приемы ТРКМЧП, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, научить их: - исключать лишнее, выделять главное; - логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи; - обобщать материал; - классифицировать материал; - систематизировать материал; - формулировать проблемные вопросы. ВИД ПРОЕКТА: практико-ориентировочный, ориентирован на социальные интересы участников проекта, отличается четко обозначенным результатом деятельности участников проекта. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ И ИХ ИНТЕРЕСЫ В ПРОЕКТЕ: УЧИТЕЛЬ: - повышение уровня мотивации деятельности учащихся; - повышение качества продуктов мыследеятельности учащихся; - повышение эффективности выполнения учебных заданий; - положительная динамика учебных достижений УЧАЩИЕСЯ: - овладение универсальными способами умственных действий; - вступление в активную деятельность при выполнении мыслительных операций; - реализация собственных интересов и способностей; - выработка собственного мнения в контексте учебной программы. ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА на уровне целеполагания - создание условий для развития личности, способной критически мыслить, проектировать пути и способы достижения поставленных задач, анализировать собственную деятельность; на уровне технологии реализации проекта - разнообразие методов, приемов, форм реализации принципов формирования мышления учащихся посредством ТРКМЧП
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТА Моя педагогическая деятельность направлена на осуществление реализации социального заказа, цель которого заключается в формировании у обучающегося самостоятельности мышления, инициативности, способности к успешной самореализации в современном обществе. Сущность применения элементов технологии развития критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной мыслительной деятельности на основе опыта учащихся и их возможностей. Критическое мышление способствует продуктивному взаимодействию между людьми, пониманию различных "взглядов на мир", позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с уровнем неопределенности, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы. Ученик вступает в активную деятельность, выполняет различные мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение, а главное - у него формируется самостоятельность мышления. Технология развития критического мышления разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики, в настоящее время реализуется в 29 странах. На английском языке понятие "критическое мышление" означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать и запомнить. Ученики задаются вопросами: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Подтверждается ли данная информация фактами?", "Как я могу использовать эту информацию?" Этот осмысленный подход к обучению важен для жизни в современном мире. Элемент новизны ТРКМЧП - это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. В основу технологии положен базовый дидактический смысл, состоящий из трех стадий. Каждая из них имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СТАДИИ 1 стадия ВЫЗОВ (evocation stage) Задачи: Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; самостоятельное определение направления в изучении темы. Приемы: - верные и неверные утверждения; - ключевые слова; - "Верите ли вы?" - "Корзина идей"; - "толстые" и "тонкие" вопросы; - таблица "Знаю - узнал - хочу узнать"; - "Дерево предсказаний" Кому-то этот этап, наверняка, знаком. С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие "создание мотива к обучению". Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. Меня подкупает в этих приемах, прежде всего, их простота в комплексе с осознанием их значения для реализации поставленной цели. Когда у школьников на уроке возникает потребность узнать нечто новое, что поможет решить возникшие на стадии вызова проблемы нехватки имеющегося опыта и знаний, противоречий, появившихся вследствие высказывания различных точек зрения, приходит время знакомиться с новой информацией. В классе нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не транслирует ее, а анализирует и оценивает. Ученикам не предоставляется права на заблуждение. В режиме ТРКМ у ученика на данном этапе уже возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления. Когда ученики читают текст (научно-популярный, художественный), слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они пытаются услышать ответы на поставленные ими же, а не учителем вопросы. Ученики не просто механически слушают или читают, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение, они преломляют новый материал через призму своих целей, собственных интересов. 2 стадия ОСМЫСЛЕНИЕ (realization of meaning) Задачи: Помощь в активном восприятии изучаемого материала и соотнесении старых знаний с новыми. Приемы: - таблица "тонких" и "толстых" вопросов; - кластер; - "Инсерт"; - чтение с остановками; - "Бортовые журналы"; - дневники; - стратегия "Зигзаг" Данная стадия - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие "текст" трактуется очень широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Работая по ТРКМ, я постепенно уменьшаю долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом. Более того, предлагаю учащимся альтернативные источники информации. В любом случае, я отмечаю, что ученики со временем гораздо более вдумчиво начинают читать, слушают, задают разнообразные вопросы и стремяться не ограничиваться только объяснением учителя, текстом учебника или художественного произвеления. Как часто бывает, на уроке не хватает времени на то, чтобы оценить, что школьники смогли понять и усвоить по теме урока. Учителя полагаются на то, что они смогут сделать это самостоятельно дома. На следующем уроке идет проверка знаний и умений по пройденному материалу. 3 стадия РЕФЛЕКСИЯ (reflection) Задачи: Помощь в самостоятельном обобщении изученного материала и определением направления в дальнейшем изучении материала. Приемы: - письмо, эссе; - "Фишбон"; - "Двухрядный стол"; - синквейн Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше бы задать вопрос и т. д.) Но подобный анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структуризируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного и услышанного, учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые различаются по форме и содержанию. На стадии рефлексии ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты) При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (эссе, ключевые слова, графическая организация материала) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуальных целей. Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой выразительный словарь. Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе, когда ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно. Итоговая рефлексия (окончательное подведение итогов) является очень важной, так как она может стать выходом на новое задание: исследование и т. д. После окончания работы с текстом я предлагаю ребятам написать небольшое эссе, в котором оно в свободной форме выражают свои мысли по данной теме. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться с другими, Нельзя оценивать эссе с точки грамотности, а рассматривать их как способы развития мышления и формирования культуры чтения. ТРКМ ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям, Уровень задаваемых вопросов также определяет уровень мышления. ЭТАПЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПЕРВЫЙ ЭТАП. Выработка целей, задач проекта, определение с выбором методов технологии, формами диагностики результатов деятельности. ВТОРОЙ ЭТАП. Исследование и применение элементов технологии развития критического мышления, выявление наиболее эффективных приемов для развития мышления младших школьников, наблюдения за уровнем развития мышления учащихся, сравнительный анализ. ТРЕТИЙ ЭТАП. Внедрение эффективных приемов ТРКМЧП, разработка новых приемов с учетом потребностей младших школьников, дифференцированная работа над развитием мыслительных способностей. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
ПЕРВЫЙ ЭТАП Теоретико-методологический
ВТОРОЙ ЭТАП Экспериментальный, деятельностный
ТРЕТИЙ ЭТАП Внедренческий
На первом этапе работы над проектом совместно с психологом проводилась диагностика уровня мыслительных умений младших школьников, в процессе чего определялся уровень критического мышления учащихся (Приложение 1) Под понятием "критическое мышление" подразумевались умения: исключать лишнее и выделять главное; логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, анализировать, классифицировать, систематизировать материал; задавать вопросы простого, интерпретационного, творческого, обобщающего характера (Приложение 2) Для выявления уровня каждого мыслительного умения были разработаны тесты на каждый этап проекта, в которых учитывались возрастные возможности учащихся. Тесты содержат по 10 заданий, каждый тест оценивался максимум в 10 баллов, в зависимости от количества выполненных заданий. Особую оценку умений содержит диагностика умения систематизировать материал (составление кластера), формулировать вопросы. (Приложение 3)Параллельно велись наблюдения за динамикой развития критического мышления каждого учащегося (индивидуальные карты) (Приложение 4) Анализ данных показал, что на начальном этапе в основном уровень развития критического мышления учащихся был приближен к норме или соответствовал ей, количество учащихся низкого уровня достаточно велико, а высокого - нет вообще. Сравнительный анализ позволил увидеть, что ко второму полугодию 2008 - 2009 учебного года количество учащихся, показывающих уровень, приближенный к норме, увеличился, уменьшилось количество учащихся с низким уровнем развития критического мышления, появились дети с высоким уровнем развития критического мышления, на третьем временном этапе тенденция эффективности проекта сохранилась.
На втором этапе работы над проектом проводилась диагностика эффективности приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо Эффективность приемов, направленных на повышение интереса младших школьников к получению новой информации
Эффективность приемов, направленных на развитие умения обозначать проблему, находить пути ее решения
Эффективность приемов, направленных на развитие работать с информацией
Эффективность приемов, направленных на развитие способностей к рефлексии
Таблицы показывают, что не все приемы технологии сработали в начале исследований. Это обуславливается возрастными и психологическими особенностями первоклассников. Использование таких приемов было отложено и вновь предложено учащимся через определенный промежуток времени. Результаты диагностики показали, что приемы ТРКМЧП принимаются учащимися осознанно, вызывают интерес, способствуют стимулированию мыследеятельности, что приводит к высокому качеству деятельности на уроках. Однако, не все приемы к первому полугодию текущего учебного года дали результат. Это: "Перекрестная" дискуссия, "Инсерт", написание эссе. Была произведена корректировка.
С учетом потребностей младших школьников мною были разработаны новые приемы работы с текстом, направленные на совершенствование умений вести дискуссию, формулировать проблемные вопросы; находить истину, обосновывая решение путем последовательных логических действий; творчески и критически мыслить
Из перечисленных приемов был создан методический банк, состоящий из наиболее эффективных приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо для развития критического мышления младших школьников. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо позволило достичь следующих результатов (не прогнозируемых): - изменить отношение детей к урокам чтения, русского языка, окружающего мира; - повысить познавательное отношение к прочитанному; - развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера; - изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца); - мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (саморефлексия и развитие коммуникативной культуры); - создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе "учитель - ученик - класс", выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Результативность к концу реализации второго этапа проекта показала, что у учащихся успешно формируются способности: - исключать лишнее, выделять главное; - логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи; - обобщать материал; - классифицировать материал; - систематизировать материал; - формулировать проблемные вопросы. В настоящее время проект находится на третьем этапе реализации - внедренческом. 8. 02. 10 г. я выступала с докладом на методическом объединении школы, где учителями начальных классов было принято решение участвовать в проекте, использовать в своей работе методические наработки проекта, отслеживать динамику роста уровня развития критического мышления через чтение и письмо. 25. 03. 10 г. на очередном занятии Школы передового опыта учителя Благодарненского района также поддержали идею внедрения ТРКМЧП в свою деятельность. РИСКИ ПРОЕКТА: Внутренние силы, поддерживающие проект: готовность учителей к участию в проекте, стремление к повышению эффективности своей деятельности, а именно: развитию мышления учащихся, повышению уровня мотивации. Внешние силы, поддерживающие проект: требования в новых условиях образования развития личности, способной мыслить, самосовершенствоваться. Внутренние сопротивления: отсутствие критериальной базы определения эффективности данного проекта, узкая направленность в рассмотрении одной технологии для развития критического мышления учащихся. Внешние сопротивления: отсутствие единых форм при работе по технологии развития критического мышления.
|
|